История КИМ-АЗЛК-МОСКВИЧ
::: АЗЛК :::
История появления семейства «Москвич» началась с постройки автосборочного завода имени КИМ — «Коммунистический Интернационал Молодежи» — в 1930 году. Завод имени КИМ являлся филиалом Hижегородского завода (позже — ГАЗ). В 1939 году по решению Глававтопрома завод отделился и стал носить название «Московский Автомобильный Завод имени КИМ». В 1940 году по чертежам завода в США было изготовлено 500 кузовов КИМ-10-50. Там же изготовлялось оборудование. Опытная партия автомобилей КИМ-10-50 была выпущена 25 апреля 1941 года. Объектом критики И.В. Сталина стал двухдверный кузов, старомодно смонтированные на передних крыльях фары.Заводу было поручено разработать машину большего размера. Было срочно выпущено два опытных образца машины КИМ-10-52 — четырехдверного пяти- местного седана. Массовое производство автомобилей не было начато из-за Великой Отечественной Войны. При этом КИМ-10-50 имел ряд существенных недостатков: рамная конструкция, механические тормоза, устаревший маломощный двигатель.
Беря за основу четырехдверную модификацию автомобиля Opel Kadett K38, КИМ, переименованный в МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей), выпустил автомобиль «Москвич-400» модификации 420. Практически, этот автомобиль является точной копией Opel Kadett-K38 (изменена только подвеска, рассчитанная на плохие дороги, двигатель с измененной степенью сжатия (для работы на бензине второго сорта — А66). Изменилась и коробка передач (вместо четырехступенчатой — трехступенчатая). Снаружи же автомобиль совсем не изменил- ся). В 1947 году было начато массовое производство этих автомобилей.
В 1954 году завод стал производить автомобиль «Москвич-401», отличающийся от предыдущего двигателем увеличенной мощности (26 л/с против 23 л/с на «М-400»), новой коробкой передач с рычагом, вынесенным на рулевую колонку, усиленным кузовом, усиленными подшипниками задних колес, новым рулевым колесом, перенесенным под панель приборов рычагом стояночного тормоза. Автомобили «Москвич400» и «Москвич-401» выпускались до 1956 года.
Всего заводом было выпущено 247439 «Москвичей» моделей «400» и «401».
В апреле 1956 года был поставлен на производство автомобиль «Москвич-402» с новым, более комфортабельным кузовом «седан» модификации 425. Автомобиль имел новый двигатель с рабочим объемом 1,22 л. и мощностью 35 л/с. Также было заменено большинство узлов и агрегатов шасси. Электрооборудование было заменено на 12-вольтовое (вместо 6-вольтового на старых моделях).
С 1957 по 1958 год заводом была выпущена ограниченная партия автомобилей «Москвич-410» на базе «Москвич-402», но с полным приводом.
С мая 1958 года завод стал выпускать автомобиль «Москвич-407» с верхнеклапанным двигателем мощностью 45 л/с. Кузов автомобиля отличался от «Москвич402» только элементами оформления, измененным внутренним оборудованием и улучшенной отделкой. Модель выпускалась до 1963 года.
С 1958 по 1961 год была выпущена ограниченная партия автомобилей «Москвич- 410 » на базе «Москвич-407» и «Москвич-411 » на базе универсала «Москвич-423 «, с полным приводом.
В мае 1963 года завод начал производство автомобиля «Москвич-403», отличающегося от «Москвич-407» основными узлами шасси, изменением ряда узлов двигателя и передней части кузова. Внешняя форма кузова была сохранена аналогочно модели «Москвич-407», но с небольшим изменением внешних элементов оформления. Значительно облегчено было техническое обслуживание автомобиля и его управление, а также повышена защищенность кузова от проникновения в него пыли и грязи. Появился стеклоомыватель. Модернизирована подвеска.
В конце 1964 года завод прекратил производство вышеупомянутых автомобилей и перешел на производство модели «Москвич-408» с кузовом новой формы. Двигатель подвергся значительной модернизации, в результате чего повысилась его мощность и увеличилась долговечность. Была увеличена база автомобиля. Эффективнее стала система отопления. Изменилась конструкция ряда узлов кузова. Капот сделан откидывающимся назад. Изменена система освещения и световой сигнализации.С сентября 1967 года завод начал выпуск нового, более совершенного автомобиля «Москвич-412» с более мощным и долговечным двигателем с верхним расположением распределительного вала, повышенной комфортабельностью и улучшенной отделкой кузова. Кузов «Москвич-408» был конструктивно изменен для установки на нем двигателя «Москвич-412». Автомобиль стал оснащаться гидроусилителем тормозов.
В 1968 году завод МЗМА был переименован в АЗЛК — Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола.
В конце 1969 года был изменен внешний вид кузова, применяемого для обеих моделей. Стали устанавливаться прямоугольные фары и горизонтальные задние фонари с отдельными треугольными фонарями указателей поворотов. Фонарь освещения номерного знака был перенесен на задний буфер.
До ноября 1973 года кузова автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412» отличались только своей комплектностью по элементам внутренней отделки (разные панели приборов и пр.). С ноября завод перешел на изготовление кузовов в едином исполнении для «Москвич-408» и «Москвич-412». Производство автомобилей семейства «Москвич-408» и «Москвич-412» прекратилось в 1975 году.
С января 1976 года завод начал выпуск автомобилей «Москвич-2140» и «Москвич-2138». «Москвич-2140» является усовершенствованной модификацией модели «Москвич-412», а «Москвич-2138» — модификацией «Москвич-408». Была улучшена форма внешних деталей автомобилей. Hа передние колеса стали ставить дисковые тормоза. Стала применяться двухконтурная тормозная система.
В декабре 1980 года завод начал выпуск автомобиля «Москвич-2140SL», являющегося люкс-модификацией модели «Москвич-2140» с улучшенным внешним видом. Hа автомобиль ставили бамперы из пластмассы со встроенными фонарями указателей поворотов, увеличенные задние блок-фары. Применено новое оформление салона: новая панель приборов, измененная обивка дверей, улучшенная вентиляция, инерционные рамни безопасности. В1986 году завод начал производство автомобиля «Москвич-2141». Автомобиль кардинально отличался от предыдущих моделей прежде всего передним приводом. «Москвич-2141» имеет новый пятидверный кузов «хэтчбек». Первоначально автомобиль выпускался в двух модификациях — «Москвич-2141» и «Москвич-21412». Первая модель комплектуется двигателем ВАЗ-2106-70 объемом 1,6 л. Вторая — двигателем «УЗАМ-331.10» объемом 1,5 л. Конструкция КПП сначала была неудачной, были проблемы с пятой передачей. Впоследствии КПП была доработана и вышеприведенные модели получили приставку -01.
В 1993-1994 году на экспортный «Москвич-2141» ставился дизельный двигатель «Ford». Эта модель получила название «Москвич-21411».
В 1994 году был запушен в производство пикап «Москвич 2335»
В 1994 году появился двигатель УЗАМ-3317.10 объемом 1,7 л. Комплектуемые им автомобили получили название «Москвич-214122».С 1995 года завод начал поизводить грузопассажирский автомобиль «Москвич 2901»
В 1996 году появился двигатель УЗАМ-3313.10 объемом 1,8 л. Им стали комплектовать автомобили «Москвич-214123». Эти машины имеют бесконтактную систему зажигания.
В конце 1996 года завод после почти полутрогодового застоя начал производить автомобили,а в 1997 году помимо автомобилей семейства появились модернизированные автомобили «Москвич-214102-164» (Впоследствии модель стала называться «Москвич-214145 Святогор»). Стандартная комплектация модели включает в себя импортные детали ходовой части (амортизаторы, детали подвески) и самое главное — мощный 2-литровый двигатель Renault F3R с инжекторной системой подачи топлива. Также появились удлиненные хетчбек «Москвич 2141 Юрий Долгорукий» и седан «Москвич 2142 Князь Владимир» и 5 местный пикап «Москвич 233521» в том числе его военная и полноприводная модификации. Мелкими партиями на заказ выпускались седаны «Иван Калита», купе «Дуэт» и «Дуэт 2» и полноприводные модификации седанов .С 1999 года на часть автомобилей устанавливался двигатель УЗАМ 248 обьемом 2 литра. Также выпускались различные комплектации автомобилей с улучшенным салоном,электростеклоподьемниками и кондиционером. Но несмотря на большое количество новых модификаций автомобилей, выпуск автомобилей на заводе постоянно сокращался. Если в 1998 году было собрано 40 тысяч автомобилей,то уже в 2000 году — чуть больше 5 тысяч. А в 2001 году было собрано всего 810 машин. Выпуск автомобилей окончательно прекратился в 2002 году и больше не возобновлялся. В настоящий момент на площадях бывшего АО «Москвич» планируется сборка автомобилей «Рено» путям увеличения площадей завода «Автофрамос».
Благодарю Renogor’а за посильную помощь в составлении статьи!