Тюнинг ВАЗ-2108
::: тюнинг :::
Обескровленный
Фирма Bohse известна, пожалуй, только на родине в Германии, а нам примечательна своей верностью бренду Lada. Она строила кабриолеты еще на базе «пятерок», потом добралась до переднеприводных моделей. Кое-кто, возможно, помнит Lada Samara Fun — «восьмерку», у которой срезана задняя часть крыши. С поднятым верхом она напоминала куцый седанчик, с опущенным превращалась в пикап без задней перегородки. Но фирма строит и «нормальные» кабриолеты. Казалось бы, что может быть проще? Запасся кругами для болгарки — и вперед. На деле же технология сложна: семь раз отмерь и лишь потом аккуратно отрежь. Автомобиль разбирается до голого кузова, по границам салона ввариваются мощные стальные швеллеры, которые образуют несущую часть. Иначе без крыши прочности кузова не хватит — машина попросту прогнется посередине. И лишь в эпизоде появляется болгарка, спиливающая крышу, — это самая простая часть процесса. Без крыши Samara обретает праздный вид. что очень к лицу fun-car. К тому же Bohse разработала форму мягкого верха, исправляющего сутуленькую осанку оригинала. Раскладывается он элементарно: крышка багажника открывается задом наперед, кровля вручную натягивается над салоном и фиксируется с помощью специальных защелок. В случае переворота автомобиль ложится на рамку ветрового стекла и балку, идущую за спинами пассажиров, но их надежность лучше не проверять — полноценной дуги безопасности нет. Автомобиль без крыши не легче стандартной «восьмерки», и все равно жесткость кузова недостаточна. На неровной дороге кузов вихляет, руль приплясывает в такт, а скрип и хрюканье в салоне напоминают езду на «пазике». С опущенной крышей шумов меньше, но мягкотелость проявляется постоянно: запаркуйтесь на бордюрном камне, и двери будут подклинивать. Именно поэтому в Германии подобные машины не тюнингуют: сделать кабриолет управляемым сложно. Привередливая каб-рио-« восьмерка» любит неспешную езду по ровным дорогам.
Ссылка на север
Два года назад оригинальное изделие Bohse купил Эдуард Климов, отец-основатель фирмы KliMotors. Изделие было совершенно замученным: салон отсутствовал, тормозило лишь одно колесо, а рулевое вообще не функционировало. Предыдущий владелец, купив автомобиль в Германии, гонял до последнего скрипа в салоне, а потом бросил машину на растерзание собирателям металлолома. Эдуард хотел отложить восстановление до весны, но его рабочая машина попала в сильную аварию. Прикинули, решили, что быстрее установить начинку в кузов кабриолета, чем ждать реставрации битой машины. В итоге почти всю зиму Эдуард гонял на кабриолете. Дело это оказалось не столь уж экстремальным, и единственной проблемой было обмерзание стекол на стоянке… изнутри — крыша не теплоизолирована. Зато на ходу мощная печка мигом прогревала салон, и необычность машины ощущалась только по осуждающим взглядам зевак: совсем, мол, у богатых крышу сносит. Когда основная машина вернулась в строй, кабриолет отправился на капремонт. Конечно, машина так и просила украсить ее понаряднее, и концепцию fun-car продолжили раздутые крылья, мощные пороги и фальш-воздухозаборники. Бамперы покупные, но временные: добродушному кабриолету не идет агрессивное выражение лица. Изначально автомобиль был черным, как мрачный маленький кочегар. Эдуард выбрал красный с добавлением желтого: иногда машина смотрится алой, иногда — чуть оранжевой. Салон пришлось «вставлять» заново. Сиденья привезли из Владивостока, обшили красной кожей. У них отличный профиль, а у водительского — еще и электрорегулировки. Но работы, особенно по салону, все равно много: кое-где торчат провода, кое-где неплотно прилегают панели. — Если бы кабриолет был пожестче, — говорит Эдуард, — мы бы сделали отличный автомобиль: с мощным двигателем и настроенной ходовой. А так получается просто «прогулочный катер». В будущем году поедем на нем в Сочи и продадим там. В Сочи он наверняка будет чувствовать себя как дома. А у нас… Почуяв приближение осени, кабриолет отказался заводиться, и пришлось два часа уговаривать его выехать на фотосъемку: он уже залег было в зимнюю спячку. И снились ему небось юг и теплое море.
Артем КРАСНОВ, фото автора